Советы родителям
«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»
В школу — в 6 или в 7 лет?
В первый класс сейчас принимают как семилетних детей, так и тех, кому на 1 сентября еще не исполнилось полных семи лет. Разница в возрасте (всего-то несколько месяцев!) часто кажется настолько несущественной, что родители записывают ребенка в школу, не подозревая о трудностях, ожидающих шестилетнего ученика (ученицу) в первые учебные месяцы.
Между тем, психика шестилетнего ребенка настолько сильно отличается от психики семилетнего, что в психологии существует даже специальное понятие «кризис семилетнего возраста». Пользуясь многолетними наблюдениями, попробую нарисовать обобщенные психологические портреты шестилетнего и семилетнего первоклассника. Для удобства в тексте используются слова мужского рода («ребенок», «первоклассник»), хотя сказанное практически в равной степени относится и к мальчикам, и к девочкам.
Шестилетка: человек-импульс
Энергия бьет ключом, чувства бушуют, страсти кипят, смех и слезы бурно сменяют друг друга. Шестилетка страстно хочет быть в центре внимания: болтает без остановки, спорит с учительницей, любит «острить», хвастаться и преувеличивать. Разговаривает очень громко, задавая вопрос, не дослушивает ответа и задает новый вопрос. Рассуждает на темы, в которых мало что смыслит. С легкостью все начинает, но мало что доводит до конца.
В школе его привлекает все, что связано с общением, экскурсиями, школьными праздниками. Раздражает и отталкивает все, что требует терпения, внимания, тщательности, настойчивости.
Не умеет экономно распределять силы. Устает от сидения за партой — 45-минутный урок для него невыносим, обучение письму — пытка. Устает от беготни и шумной возни в коридоре. Устает от интеллектуальных усилий. Больше всего устает от того, что обязан подчиняться требованиям взрослых и правилам школьной жизни. Не признает границ в отношениях «учитель — ученик», чем провоцирует частые конфликты. На уроках, для того, чтобы привлечь внимание учительницы или одноклассников, может вести себя «клоуном»: петь, кукарекать, смешить ребят.
Компания сверстников имеет для него огромное значение, но играть «вместе» часто не получается: шестилетка не умеет уступать и договариваться; злится, когда сталкивается с несогласием или отказом; обижается до слез, если проигрывает. В то же время вне группы одноклассников чувствует себя плохо, неуверенно, хотя вряд ли сможет в этом признаться.
Если шестилетке в школе плохо, он может начать болеть: головные боли, простуды, желудочные боли непонятного происхождения — это способ защиты ребенка от той жизни, которая оказалась ему не по силам.
Семилетний первоклассник достаточно спокойно понимает и принимает необходимость подчинения школьному распорядку. Проявления «буйного» и «неуправляемого» поведения у семилетки, конечно, тоже случаются, но через месяц-полтора их становится заметно меньше. С ним легче договориться, он чаще проявляет желание сотрудничать.
В учебе ему приятно приложить усилия и сделать что-то, чтобы заслужить хорошую отметку или похвалу учителя. Он уже способен довольно долго сосредоточивать внимание на чем-то одном и чаще, чем раньше, доводит начатое дело до конца. В то же время, может впасть в отчаяние, если что-то не получается, в такие минуты остро нуждается в проявлениях любви и поддержке близких.
У семилетнего первоклассника резко расширяется репертуар эмоций и чувств. Он так же, как раньше, бурно радуется, глубоко переживает собственные неудачи, но уже умеет сочувствовать другим. Правда, радоваться удаче друга он пока не умеет. И не замечает, что бывает несправедлив к другим, хотя мгновенно и остро реагирует на проявления несправедливости по отношению к себе. Очень любит обучать, объяснять, помогать и, вообще, быть полезным и опытным товарищем.
В компании одноклассников активно ищет друзей. Становится наблюдателен, тактичен, начинает считаться с чувствами и интересами других людей. В играх учится уступать и договариваться, охотно выступает как в роли ведущего в игре, так и рядового игрока. Любит общаться со сверстниками на основе обмена разными ценностями: значками, дисками, фотографиями знаменитостей. Энергичен, контактен, с удовольствием бегает, прыгает, играет в футбол, лазает по деревьям и крышам, порой дерется с приятелями. Если в школе дела идут хорошо, то болеет крайне редко.
Резюме
Конечно, бывают вполне успешные первоклассники-шестилетки! Никто не спорит. Но все-таки это скорее исключение, чем правило. И нередко проблемы, никак не проявившись в первом классе, расцветают пышным цветом позже — в подростковом возрасте. Ведь шестилетка всегда остается намного младше одноклассников, и ему приходится прикладывать немало усилий для того, чтобы быть на одном уровне с ними.
«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВОРУКИЙ»
Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу. Какие же трудности ждут первоклашку- левшу, и как ему помочь справится с ними?
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
-
Восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и медленный темп чтения;
-
Формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
-
Выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг овал, квадрат – ромб-прямоугольник);
-
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, буквы);
-
Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
-
Очень медленный темп письма.
Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма, феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. У левшей микропаузы дольше, чем у правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.
Такие проявления часто являются отражением трудностей восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.
-
Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
-
По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверок.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз.
Существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
- Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
- Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
- Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
- Следует выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
- Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости.